You are viewing geo_petrovich

Previous Entry | Next Entry

Туруханск

Шуктуган

Кстати, у меня достаточно дохрена готовых текстов, а я плять всё стесняюсь чего-то.
Хватит молчать! Распечатываем кубышку. Первое, что попалось - про Туруханск.



Все знают, как при движении на восток нашей страны увеличиваются размеры регионов, а пространство «расхлопывается». Сотня километров становится мелочью, и куда угодно можно всунуть «четыре Франции, семь Бельгий и Тибет» (с) Башлачёв

Но ведь это области и края, это всем известно. Многие ли знают о том, какие в Сибири бывают районы?

Вот, пожалуйста. Когда на широте 60о мы попадём в пределы Туруханского района – это будет ещё южная, не суровая тайга. Гораздо севернее будет уже заповедная глушь, скалы и суровые рыбаки по берегам Енисея. Можно ещё два часа лететь над районом к его столице Туруханску.
Можно улететь к северу ещё дальше и увидеть Музей Вечной Мерзлоты – в Игарке, за полярным кругом. И всё равно это будет тот же Туруханский район. Центр этого огромного края стоит над слиянием двух огромных рек, Нижней Тунгуски и Енисея. Это особое место.

Глядя на него, я не просто почувствовал себя маленьким.

Несмотря на многие проведённые на Севере годы, я почувствовал себя пижоном, привычным к интернету и тратящим на подобные глупости чёрт-те сколько денег. Подумал, что мне бы надо было ещё морально окрепнуть, прежде чем лететь в такие края


Это была типичная рефлексия, но ведь не в каждом месте она у меня возникает!

Рефлексировать было некогда: я показывал Сибирь иностранцам – отличным мужикам, сутки с лишним летевшим сюда ради наслаждения природой. Нужно было поспешить в аэропорт.

Ничто не сравнится по монументальности с северным аэропортом. Можно построить дом в сто этажей, можно сделать у него не четыре, а пять углов – всё равно он будет позади.

Ещё недавно любая аэрохалупа с флюгером была на Cевере средоточием жизни. Местом, в котором упрашивали, ждали и молились. Чего уж говорить о мощном здании в Туруханске!


Сейчас там потише. Но это неважно – солидность осталась.

Из любимых книг я знал, что на лётном поле северного аэропорта обязательно должен быть лохматый пёс-философ.

И он там был.

Аэропорт аэропортом, а надо было посмотреть и сам Туруханск.

Туруханск выглядит, натурально, как обычный северный посёлок. В котором никакой романтики нет, а есть только желание устроиться поудобней на данный момент. Потому что завтра может и будет лучше, а может и придётся «сматывать удочки».

Но правильно говорят – нет ничего постояннее, чем временное...
Говорят, что такие серьёзно выглядящие окошки во всех магазинах сибирского севера специально заточены под размер ящика водки.

Возможно.
Серьёзно выглядывающие кошки туда точно влезают.

Правда, старины в Туруханске всё же немного есть. Но не туруханской...

Тут не обойтись без небольшого экскурса в историю. Дело в том, что как и Рязань, нынешний Туруханск - это не Туруханск. До 1909 года это было большое село Монастырское при Свято-Троицком монастыре.

Туруханск же - 30 км к востоку, на другом берегу Енисея. Именно туда в 1672 году был перемещён центр огромного края после заката легендарной Мангазеи. Но из-за расположения на неудобной для судоходства протоке Новая Мангазея - Туруханск быстро прошла путь до заштатного города, а после переноса административных функций в Монастырское - до почти нежилого Старого Туруханска...

Главная достопримечательность – остатки Свято-Троицкого монастыря над просторами Нижней Тунгуски.

Единственный на севере Сибири храм таких размеров до 1930-х имел высокий второй этаж, 5 куполов и колокольню, а обликом напоминал церкви Тотьмы и Великого Устюга.

Надо сказать, что обстоятельства последнего из "кочевий" города (последнего ли?) весьма трагичны.

Думаю, все знают, что ссылка в Сибирь - одна из старинных и любимых российских забав. После революции 1905-07 годов по уезду было рассеяно на поселении порядка сотни ссыльных при 10 охранниках.

Воспользовавшись беззаботностью кровавого царского режима, несколько ссыльных в 1908 году бежало и устроило на берегах Енисея настоящую кровавую баню. Помимо грабежей и убийств, весельчаки-анархисты и эсеры почти дотла сожгли несчастный Туруханск, и похитили всю уездную кассу (догнали их потом только на Таймыре).

Именно поэтому Монастырское и заменило Туруханск - приставу и прочим чиновникам просто негде больше было жить...

В это здание переселилась администрация Туруханского уезда.

Здесь же гостил Фритьоф Нансен.

Сейчас здесь очень интересный музей
(из экспонатов больше всего впечатлили эвенкийский чум, долблёнка кетов, модель Туруханского острога)

Туруханск подробно описал знаменитый полярный путешественник, большой друг России, Фритьоф Нансен.
Он останавливался здесь в 1913 году во время плавания от Европы к Красноярску. Цель его – показать возможность торговли через устье Енисея – была достигнута, и норвежца принимали везде с восторгом.

Нансен подробно осматривал и природу, и население края, а по возвращении написал книгу «В страну будущего». Многозначительное название!

Почти сто лет назад Нансен писал о том, что многие жители ютятся "во временных землянках и хибарах у песчаного обрыва"

...Нет ничего более постоянного, чем...


Нансен обращал внимание и на ссыльных. По его словам, в основном они – народ мирный, и «лишь некоторые из них …имели зловещие физиономии… и казались способными на что угодно».

Надо сказать, что Нансен выразился тут очень точно, и мы по крайней мере одну из этих физиономий хорошо знаем – это Иосиф Джугашвили.

Свердлов и будущий Сталин прибыли в Туруханск как раз незадолго до путешественника, и жили в Туруханском крае до Февральской революции.
По поводу аццких мучений этих таварищев в Туруханске, конечно же, сохранен домик Свердлова. (В Курейке - это чуть севернее - над домом Сталина силами зеков отгрохали гигантский пантеон, теперь разрушенный.)
 

Нансен, кстати, писал, что местные жители жалуются на «происходящую от ссыльных дороговизну» - кровавый режим отпускал им на содержание слишком большие деньги.

Домик Свердлова выглядит скромненько, но добротно.

И Свердлов, и Сталин оба – конструкторы того катка, который проехался по Туруханскому краю в начале 1930-х годов и кромсал нормальную человеческую жизнь до середины 1950-х. Имя этому катку – ГУЛАГ.
Норильские лагеря, 503-я "весёлая" стройка - это всё тут рядом.

…Но всё ведь кончается. И Гулаг тоже закончился. Оставив на берегах Енисея надломанные судьбы и редкую даже для нашей страны национальную пестроту.


Мне кажется, многое о Туруханске середины двадцатого века можно понять, посмотрев внимательно на это вот окно.

Чем живёт Туруханск сейчас?
Это порт, это вертолётный отряд. Вокруг сейчас активизируется геологоразведка, и за счёт работы на неё бывшая столица Севера Сибири может решать часть самых насущных своих проблем.

...Но ведь за геологоразведкой идёт геологодобыча, а я порядочно насмотрелся уже на её последствия для Севера. Мне, естественно, больше нравится идея развития туризма (голландцы, с которыми я ездил, в сумме оставили здесь примерно по 2 тысячи евро каждый).
Что до проекта строительства Туруханской (Эвенкийской) мега-ГЭС - то она мне не нравится уже совсем резко. Впрочем, об этом могу отдельно.

По Нижней Тунгуске из Туруханска уходят грузы для Эвенкии. Её низкогорья синеют не так далеко отсюда.

Как меня тянуло туда - и передать трудно...

На сей раз мне пришлось говорить Туруханску «до свидания».
Именно «до свидания», потому что в эту столицу огромного края я ещё точно вернусь.

Перед этим я от души пожелал ему процветания. Я уверен, что его можно достичь без очередного "покорения природных богатств", которые всё равно ведь утекут отсюда.

Чтобы и через сто лет так же вольно текли здесь могучие реки, и так же захватывало бы дух от красоты и величия сибирской природы.

…Мне самому интересно, о чём думал этот сибиряк, глядя на туруханскую тайгу под крылом самолёта. Возможно, о незыблемости и вечности этих краёв. А может и о том, что пора собраться и махнуть ещё куда-то.
В движении – жизнь. И можно двигаться, если есть под ногами твердь.

ы 
 

(картинок на 456 Кб, по щелчку открываются большие весом 200-300 Кб)

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
alexander_loz
Oct. 17th, 2008 03:54 pm (UTC)
Спасибо!
4u6
Oct. 17th, 2008 03:54 pm (UTC)
спасибо, очень здорово!
а аэровокзал просто невероятно прекрасен
voprak
Oct. 17th, 2008 04:05 pm (UTC)
Здание аэропорта впечатляет!
barouh
Oct. 17th, 2008 04:22 pm (UTC)
Угу. Он был бы очень к месту в http://community.livejournal.com/ru_woodarch/
ezshik_v_tumane
Oct. 17th, 2008 04:13 pm (UTC)
Петрович, даешь еще!
вертится в голове теперь "а я иду по деревянным городам, где мостовые скрипят как половицы"...
это ведь где-то недалеко оттуда?
glukovarenik
Oct. 17th, 2008 05:22 pm (UTC)
Это ОЧЕНЬ далеко оттуда :)
ezshik_v_tumane
Oct. 17th, 2008 10:06 pm (UTC)
да ладно) в условиях "схлопывания" расстояний? Игарка от Туруханска?
schriftsteller
Oct. 17th, 2008 04:15 pm (UTC)
Отлично!
ssonka
Oct. 17th, 2008 04:44 pm (UTC)
Охохо, Енисей родной, спасибо:)
zhilona
Oct. 17th, 2008 05:12 pm (UTC)
Дааа, чё-т ты засиделся. Надо было такое уже давно людям показать. Особенно аэропорт. И надо заметить, что в его описании веет такая гордость, и мне сразу горда, что это у нас в России такие эропорты есть! Вот бы европейцам показать или американцам:).
zapiski_mamonta
Oct. 17th, 2008 05:27 pm (UTC)
афигенско, Артем! Атмосферу передаешь прямо мастерски :)
fotopainter
Oct. 17th, 2008 05:59 pm (UTC)
Интересно было почитать и посмотреть.
Насчет ГЭС - на юге масштабы конечно совсем иные, но тем жальче мне было, когда в самом последнем чистом и зелёном месте Ростовской области собрались строить огромную угольную ГРЭС.Не смотря на заповедный лес,чистейший воздух, кучу детсих лагерей и турбаз, огромное подземное озеро чистейшей воды... Почему-то добывающую промышленность у нас развивать гораздо проще,чем туризм:((в отличие от) Вот сейчас грянул финанасовый кризис, и все стройки отменились.. Я этому немного рад, но сквозит опасение - что все-таки построят , но более дешёвую и безо всяких фильтров и котлов с ЦКС...

geo_petrovich
Oct. 19th, 2008 08:31 am (UTC)
это где? мож стоит шум поднять?

я вот все такие ыещи стараюсь отслеживать, но у вас - не слыхал
fotopainter
Oct. 19th, 2008 11:17 am (UTC)
http://novgres.ru/production
Только шум поднимать бесполезно,местному населению все равно, а многие и за..
memeka
Oct. 17th, 2008 07:06 pm (UTC)
здорово, что вы туда съездили,
мне интересно про эвенкийскую гэс - что там местные говорят?
и еще как можно в те края (эвенкию) попасть - можно ли как-то примазаться к геологам, а то ведь вертолет бешеных денег стоит.
greenpage
Oct. 17th, 2008 08:24 pm (UTC)
прекрасно)
modelman
Oct. 17th, 2008 09:30 pm (UTC)
А по Тунгуске и летом судоходство есть? Т.е. после северного завоза.
kakegotam
Oct. 17th, 2008 10:31 pm (UTC)
Здорово... но не Байкал)
vavchuga
Oct. 18th, 2008 12:40 am (UTC)
а река очь похожа на Северную Двину...

кстати, а на что Голанцы 2К евреев просадили?
geo_petrovich
Oct. 21st, 2008 09:57 am (UTC)
ну главноая статья расходов - вертолёт, конечно. Прилетали самолётом, уплывали пароходом.
Все продукты закупались в Туруханске - тоже дохрена стоило.

+Лицензии на вылов (тур был catch-and-release , то есть 6ти из восьми голландцам важно было поймать тайменя / ленка, посмотреть на него, местами сфоткаться (всё в течение минуты, не больше) и отпустить.

Но иногда рыба ловиться так, что отпускать её уже нельзя (глаз проткнут. или жабры повреждены). Для этого на всякий случай покупались на каждого голландца лицензии на 1 тайменя, 1 ленка и 10 хариусов.
В итоге мы съели всё же меньше 8ми тайменей, 8ми ленков и 80ти хариусов :О)
geo_petrovich
Oct. 21st, 2008 10:01 am (UTC)
ах да, забыл.

а двум голландцам из 8ми рыба была вообще пофиг. Они природой наслаждались, птиц в бинокль высматривали и изучали через сачок донную фауну :О)
egor_13
Oct. 21st, 2008 12:17 pm (UTC)
Их, случайно, звали не Рон и Нико?
acedofilin
Oct. 18th, 2008 05:02 am (UTC)
Давай замутим чё? Пишешь ты от Бога....
geo_petrovich
Oct. 21st, 2008 09:58 am (UTC)
ох, дарагой друг...

мутили-мутили со мной, а хули толку.

Выпьем - тогда и поговорим.
lutshik
Oct. 18th, 2008 06:49 am (UTC)
Абалдеть! Спасибо!
horvatiya
Oct. 18th, 2008 08:05 am (UTC)
Ваще!
Очень здорово!

Нашла в википедии, кто такая Мангазея (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мангазея), а вот что такое "долблёнка кетов" (это ты про музей пишешь) - не поняла?
reineke
Oct. 18th, 2008 12:58 pm (UTC)
долблёнка - лодка.
кеты - очень маленькая народность, живёт в тех краях как раз.
horvatiya
Oct. 18th, 2008 01:05 pm (UTC)
о! про долблёнку я знала, но "кеты" ассоциировалось у меня только с кетой - рыбой, и всё вместе у меня никак не складывалась в одно целое.
victorborisov
Oct. 18th, 2008 08:36 am (UTC)
спасибо! жду продолжения!
vkk5
Oct. 18th, 2008 04:39 pm (UTC)
Вот кстати
А может и правда, как предлагают, замутить что-то типа (ну например) вики.гео.ру - типа знай и люби родной край (на фришной али нет основе): фото, новости, рассказы, карты, форумы. Бизнес-проект готов составить, идею в финансовом плане подкрепить, так сказать. А, Петрович? На волне-то финансового кризиса?..:)
geo_petrovich
Oct. 21st, 2008 10:02 am (UTC)
Re: Вот кстати
Константиныч, ты ж меня знаешь. Чё ты с такими неприличными предложениями выступаешь тогда? :О)

ну замутим, а дальше чо? с интерполом меня искать?
acedofilin
Oct. 26th, 2008 05:21 am (UTC)
Re: Вот кстати
Да, да да. И мне кажется, что многие стали бы туда пописывать. А начать с Петровича, мне кажеться что он много бы смог написать, да и вообще, географов вокруг много....
evendym
Oct. 18th, 2008 05:03 pm (UTC)
Хороший текст.
А Одинокий Пёс Метеослужбы (с) есть даже в аэропорту Харасавэя :)
yardkeeper
Oct. 19th, 2008 04:58 am (UTC)
А где же дом Сталина? не сохранился?
uchazdneg
Oct. 19th, 2008 07:01 am (UTC)
Сгорел вместе с пантеоном в 1995-м.
(Anonymous)
Oct. 19th, 2008 08:49 am (UTC)
Что-то невозможное и невероятное. Пиши еще, рассказывай - это твое!
Ксюша (вспомнишь ли времена сашахотелс?:-)
morita
Nov. 5th, 2008 01:11 pm (UTC)
сколько ж лет тому аэродрому...
mboyarskov
Nov. 5th, 2008 01:21 pm (UTC)
Был там в детстве =))
Но эт еще не самая северная материковая задница...
Выще есть Диксон а восточней- Тикси )
depuis
Nov. 5th, 2008 01:51 pm (UTC)
спасибо, очень инетерсно
а, если не секрет, какой маршрут был у вашего тура?
geo_petrovich
Nov. 5th, 2008 01:55 pm (UTC)
сплав по реке Фатьяниха (это к юго-востоку примерно километров сто)
_const
Nov. 5th, 2008 02:33 pm (UTC)
спасибо! очень интересно и познавательно. а главное - неравнодушно...
я бывал ы Туруханске. летом восемьдесят второго. присели на пару часов дозаправиться, и - в тундру, на пикет. сейсморазвека, вобщем... давно это было :(
спасибо за пОст.
erema_o
Nov. 5th, 2008 06:48 pm (UTC)
Отличный очерк. Жду ещё.
sobakotaks
Nov. 9th, 2008 03:49 pm (UTC)
!!!!!!!!!!!!!!!

Класс !!!
(Anonymous)
Jan. 25th, 2010 08:47 am (UTC)
жил в шарыпово переехал под москву а почитаеш такие статьи и сердце ноет бросил бы все да умотал бы в тайгу на Енисей детская мечта может и соберусь спасибо
(Anonymous)
Mar. 10th, 2010 07:40 pm (UTC)
Спасибо за Туруханск. Я уже 15 лет как уехала от туда, но твои фотографии опять вернули меня в прошлое! Может кому-то покажется все это диким и старым (я про аэропорт), а люди там как все эти дома без лоска, но настоящие!
pican1
May. 26th, 2010 03:44 pm (UTC)
Людей без лишнего веса больше всего на кладбище.
( 46 comments — Leave a comment )

Profile

Шуктуган
geo_petrovich
Географ Петрович | Артём Столповский

Latest Month

June 2014
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner